«Преподавание - есть искусство,
поэтому совершенство недостижимо,
а совершенствование – бесконечно».
Л. Н. Толстой
Сейчас очень часто можно услышать слова, что если хочешь быть счастливым - живи сегодняшним днем. Может у кого-то и получается, но только не у нас, учителей. И дело вовсе не в планах и проектах (хотя и в них тоже). Мы постоянно копаемся в себе,
всегда ищем ответы на вопросы, правильно ли мы поступили в той или иной ситуации,
как найти ту особую любовь и доверие, которое щедро дарит нам детское сердце,
как стать учителем, о котором говорят "учитель от Бога"...
И вовсе не из тщеславия, а для того, чтобы вложить в ребенка больше знаний,
больше культуры, больше творчества, воспитать в нем личность, достойную уважения,
чтобы шел он по жизни уверенной походкой умного, доброго и порядочного человека.
Все начинается с любви... Но любовь - такое емкое и сложное в толковании
понятие, что сравнить его, наверно, можно с нашим красивым, мощным,
богатым русским языком.
Любить - значит быть добрым по отношению к ребенку?
На ум приходят мамочки, которые абсолютно ни в чем не могут отказать
своему чаду. Или еще. Все мы знаем замечательных, добрых, чудесных учителей,
у которых на уроке такой шум и гам стоит, что просто невозможно узнать что-либо новое.
И напротив, из лучших побуждений "дать ребенку знания", мы прячем любовь к детям
так глубоко в себя, что со временем доставать ее оттуда все труднее и труднее.
Любить - значит быть другом для детей?
Здесь тоже много подводных течений. Этакий "рубаха- парень" зачастую
скатывается до неформального общения (не всегда, конечно... умение балансировать-
тоже часть профессии).
Любить -значит уважать в ребенке личность?
Но как уважать подростка, который стал среди сверстников чуть ли не криминальным авторитетом, откровенно не уважает учителей, считая себя под защитой государства?
На ум приходит, конечно, Макаренко, и для меня он начинается с уважения к себе.
На мой взгляд, учитель должен сначала научиться уважать себя.
Тогда ребята начнут уважать в ответ. А уважение к себе складывается, в том числе,
из умения видеть личность в других.
Любить - значит защищать, оберегать от невзгод и трудностей?
Зачастую учителя, как и родители, решают за ребенка, что будет для него лучше.
Особенно от этого страдают их собственные дети, потому что мама - "два в одном"
( и учитель, и родитель). К примеру, настоятельно твердить ребенку и родителям,
мол, если есть способности к рисованию, их нужно обязательно развивать, тоже неверно.
А может этот мальчишка мечтает стать великим футболистом! А если есть мечта,
то можно и горы свернуть! Поэтому, прежде всего, должно быть пристальное внимание
к каждому ребенку. А защищать детей надо - от одиночества и чувства ненужности,
от обмана, нечестности, эгоизма, неуважения, от телесных наказаний и насилия,
от заласканности.
Да, любовь - это трудная работа. Ежесекундная, невидимая, кропотливая работа души.
И любви невозможно научить в теории. Любовь- это личный пример, это творчество,
это созидание, это нравственность. А еще любовь - это вера в ребенка.
Считается, что любовь ученика к предмету определяется отношением к учителю.
Но в начальной школе один учитель, а у детей всегда есть любимый и нелюбимый предмет.
На мой взгляд, любовь к предмету определяется успешностью в нем ученика.
Все мы разные. Кому-то легче дается математика, а кому только физкультура.
Как сказал Альберт Энштейн, "Если вы будете судить рыбу по её способности
взбираться на дерево, она проживёт всю жизнь, считая себя дурой".
На мой взгляд, здесь и раскрывается понятие "любовь к ученику".
Это любовь взрослого, мудрого и сильного человека к хрупкому миру детства.
Только собственным примером можно научить великодушию и деликатности,
любви безусловной и справедливости, научить слушать и слышать других,
помочь поверить в себя. И пусть ребенок не имеет ни малейшей возможности
быть успешным в том или ином предмете, если у педагога горят глаза,
если он счастлив тем, что он делает, это не может остаться незамеченным,
не может не греть сердца! Учитель - это радуга! Многогранная, но цельная.
Яркая, но правильной формы. И мы, учителя, дарим нашим детям частичку спектра
нашей личной радуги. И каждый ребенок возьмет себе тот цвет, который
ему больше понравиться.
"Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя!"
- эта фраза относится к учителю не в меньшей степени, чем к родителям.
Ведь, зачастую, мы видим ребенка даже чаще, чем мама с папой.
Именно поэтому педагог должен быть честен, прежде всего, с самим собой.
Еще Л.Н. Толстой говорил: “Не стыдно и не вредно не знать. Всего знать никто не может,
а стыдно и вредно притворяться, что знаешь”. Ведь школа – это удивительная лаборатория, потому что в ней создается будущее. Школа - это поиск, раздумья и разочарования,
колебания и открытия, постоянное самосовершенствование и учеба ...всегда, везде.
А мастерство учителя - не случайная удача, не счастливые находки,
а кропотливый поиск и труд.
Все начинается с любви... И для меня, самыми важными словами стали
"ЛЮБОВЬ", "ПРОФЕССИОНАЛИЗМ", "ТВОРЧЕСТВО", "НРАВСТВЕННОСТЬ".
Ведь если вдуматься, все принципы в педагогике основаны именно на этих словах.
|